Анонсы постов нашего блога
Статья профессора Вершинского А.Н. из книги «Города Калининской области» изд. Калининское областное литературное издательство гор. Калинин 1939 год.
«…Еще в Петровскую эпоху Ржев сохранял вид старого города Московской Руси. Город имел деревянные срубленные из дерева стены, десять деревянных башен, из которых две имели ворота, остальные были глухими. Окружность укрепленной части города достигала 1280 метров.
Как город, лежавший на пути к западной границе, Ржев имел торговое значение. На это указывает значительное количество купечества (1519 чел.), жившего в городе. В первые десятилетия XVIII в. в Ржевском уезде возникло два железоделательных завода. Они принадлежали ржевскому посадскому человеку Максиму Ситникову и крестьянину Осташковской слободы Игнатию Уткину.
Как и все города, Ржев со времен Петра I имел орган управления в виде городского магистрата, который состоял из бургомистра и ратманов, выбиравшихся из верхушечных слоев местного купечества. Жизнь ржевских горожан в первой половине XVIII в. была неприглядной. Произвол воевод был одной из характерных черт этой поры.
В XVIII веке около города для мелких военно-служилых людей - пушкарей - были даны земли. Позднее этими землями завладели ямщики, государственные крестьяне, помещики. Это стесняло горожан. Они не имели выгонов (луга для выпаса скота). Земли крестьян и помещиков вокруг города теснили и крупных купцов. Негде было строить заводы, склады, пристани. Споры из-за земель тянулись долго.
Ржев в XVIII в. являлся одним из центров раскола (старообрядчества (староверства)). Раскольниками были многие из горожан. Из раскольничьих семей вырастала крупная буржуазия. Записанные в раскол купцы по закону не должны были выбираться на должности в городе. А так как выборная городская служба была в то время не столько почетным, сколько ответственным делом за интересы государственной казны, ржевское купечество протестовало против освобождения раскольников-купцов от городских служб.
В 1768 г. Новгородский губернатор Сиверс подал в сенат любопытный доклад, где он описывает состояние города: "Ржев Володимиров, - писал он, - может поспорить с Торопцом: одно худо, что между жителями капитальных людей мало, вредят своей торговле, занимая большие капиталы у англичан и других за весьма высокие проценты. У них споры с разночинцами, особливо пушкарями и ямщиками о землях. Вкоренившийся здесь раскол - порок всему городу"…»
Если представленный анонс этого поста вас заинтересовал, с полным текстом статьи профессора можно ознакомиться на нашем блоге:
Первая всероссийская перепись населения и мемориальная доска на Ржевском вокзале
«…Редакционное задание: встретить в Ржеве второй вагон, познакомиться с его пассажирами и коротко рассказать о них. А пока мы с начальником станции Ржев-2 Александром Васильевичем Гордыбаевым идём по припорошенному снегом перрону.
- Второй вагон московского поезда в ту пору останавливался примерно вот в этом месте. - И Гордыбаев очерчивает как раз ту часть платформы, что напротив мемориальной доски, укреплённой на фронтоне вокзального здания и высвеченной прожекторами.
«Здесь 28 августа 1920 г. проездом в поезде прошел первую перепись населения страны Владимир Ильич Ленин». Высеченные на гранитной доске слова эти переносят нас в год первой советской переписи населения, проводившейся по инициативе Владимира Ильича Ленина. Успех переписи, как отмечалось, имеет огромное значение для строительства Советской республики. «Хороший хозяин, - писал тогда же ВЦИК в своём обращении к населению, - это, прежде всего, тот, кто знает всё своё имущество, знает свои поля и леса, свои фабрики и заводы, знает, сколько и где он имеет… Переписи дадут именно такое знание…»
Если представленный анонс этого поста вас заинтересовал, с его полным текстом можно ознакомиться на нашем блоге:
С.Г. Микаэлян рассказывает о боевых действиях в районе города Ржева
«…Когда я читал еще безымянную рукопись Сергея Герасимовича, не переставал ловить себя на мысли о том, что читаю не произведение народного артиста, лауреата, режиссера и сценариста любимых зрителями фильмов, а записки солдата, только что вернувшегося из госпиталя домой, в Москву, в Сверчков переулок у Покровских ворот, и бросившегося к столу, к листу бумаги, чтобы потом не пришлось ничего придумывать. Я читал подкупающий своей искренностью и простотой рассказ человека, совершенно не озабоченного тем, как он будет выглядеть в глазах читателя. Читал как рассказ о только что пережитом.
Сочинений о войне бездна, в том числе и сочиненных задним числом мемуаров, а повествование «Не убит подо Ржевом», по моему убеждению, стоит в коротком ряду подлинных исторических свидетельств, где читатель найдет ответ на самые главные вопросы: кто воевал? Как воевал? Почему - победили!
Сергей Герасимович говорил своим читателям, что раньше был уверен, что его пребывание на фронте ничем не примечательно и недостойно внимания читателя.
Но сегодня, когда один за другим уходят очевидцы Великой Отечественной, ему захотелось рассказать о забытой ее странице, к которой он имеет прямое отношение:
- о незаметных тружениках войны, о тех, кто честно служил, но не участвовал в великих битвах, не воевал в знаменательных сражениях, не стоял насмерть на последних рубежах, не совершил ни одного героического поступка, ни одного подвига;
- о тех, кто погиб в первом же бою, кто не добежал до окопа врага, кто не успел ни разу выстрелить, кто даже не увидел фашиста;
- кто погиб ненужной, случайной смертью, наступив на мину, или от шальной пули, или утонув при переправе, или по дороге на фронт под бомбежкой;
- на кого не пришла похоронка, о ком годами не было извещения о «без вести пропавшем», о тех, чьи тела остались лежать незахороненными, чьи имена вообще исчезли из списков погибших, будто и не было их на свете.
О них никто ничего никогда не узнает. Но об одном таком же солдате, только по случайности не убитым подо Ржевом (о самом себе) - с судьбой похожей и непохожей, постыдной и похвальной, полной трагического и смешного, чудес и необъяснимых загадок - он и рассказывает нам…»
Если представленный анонс этого поста вас заинтересовал, с его полным текстом, включающим повесть Сергея Герасимовича Микаэляна «Не убит подо Ржевом» можно ознакомиться на нашем блоге:
Петерс Д.И. Архивные документы о пожаловании наградными медалями жителей малых городов Российской империи в первой трети XIX века
«…Купцов и мещан нередко награждали медалями за службу по выборам. Так, в январе 1805 г. золотыми с надписью «За полезное» на алых лентах пожаловали «Ржевского именитого гражданина Образцова и Вышневолоцкого купца Соколова за их усердную службу».
В апреле 1811 г. золотую «За усердную службу» на аннинской ленте - онежскому городскому голове второй гильдии купцу И. Каширину «за усердную и беспорочную службу с 1787 года по общественным выборам». В сентябре 1818 г. - золотую «За полезное» на аннинской - «Моршанскому 3-й гильдии купцу Козлову за общественную работу делегатом по судоходству». В 1819 г. такие же медали выдали городским головам: борисоглебскому - Селиверстову, мологскому - купцу Бушкову, кирилловскому - купцу Гостинщикову. В 1823 г. золотой медалью «За усердную службу» на владимирской ленте пожаловали углического городского голову второй гильдии купца Зимина «за долговременную с 1799 года службу по выборам городского общества и за содействие к сбору 6 тысяч рублей в пользу погоревших жителей города Углича». Такие же серебряные на аннинских лентах выдали сельскому заседателю звенигородского земского суда Кобелкову (1824) и «жителям города Старой Русы купцам Ивану Худякову и Ивану Шапошникову за усердную службу в звании церковных старост более трехлетий и способствовании значительного приращения церковных доходов» (1829).
Золотыми и серебряными медалями жаловали за различные изобретения и усовершенствования. Так, в мае 1803 г. петрозаводскому купцу Якову Кошкину «за гидравлическую машину с успехом и пользою им устроенную в Александровской мануфактуре» из Кабинета Е.И.В. выдали золотую «За полезное» с изображением рога изобилия на алой ленте. В ноябре 1809 г. золотую «За полезное» на владимирской - ржевскому мещанину Немилову «за изобретение полезной для судоходства машины». В августе 1810 г. серебряную «За полезное» на аннинской ленте - свободному землепашцу Ивану Земцову «за представленное описание изобретенного им нового рода пробкам и чертеж машин для делания оных», а в 1811 г. такую же медаль - рыбинскому купцу Попову «за усовершенствование собственных писчебумажных фабрик». В январе 1814 г. и в феврале 1823 г. серебряными медалями «За полезное» наградили - «пошехонского купца Серебряникова за изобретения» - на красной, а «Ржевского мещанина Волоскова за изобретенный им способ приготовлять краски превосходной доброты» - на владимирской лентах.
Купцов награждали медалями за помощь и пожертвования в пользу различных военных частей. Так, по представлению министра внутренних дел В.П. Кочубея в 1804 г. наградили золотыми медалями «За усердную службу» на красных лентах «Старорусских голов: бывшего в минувшее трехлетие Кучкова и избранного на ныне текущее Северикова за ревностную и отличную деятельность, оказанную ими при построении в городе Старой Русе на счет тамошнего градского общества для лейб-кирасирского Е.И.В. полка первым на целый эскадрон конюшни, а вторым манежа со всеми к тому принадлежностями». В ноябре 1808 г. золотой «За усердие» на алой ленте - «Осташковского городского голову Савинова споспешествовавшего в формировании там полков 17-й дивизии». В 1819 и 1820 гг. такими же на аннинских лентах - «Севского городского голову купца Мукосеева за постройку манежа для Псковского кирасирского полка» - золотой и «городского голову города Ельца купца Зыкова за содействие в постройке купечеством города Ельца манежа для Северского конно-егерского полка» - серебряной. В 1821 г. серебряные медали «За усердие» выдали «градскому голове города Калязина Ивану Рышкову за содействие его к устроению тамошним обществом лазарета, экзерцихгауза и прочих заведений для Углицкого пехотного полка» и «Новоладожскому городскому голове купцу Н. Максимову за постройку на собственные средства в городе Новая Ладога для квартировавшего там лейб-гвардии кирасирского полка дома для лазарета, конюшни для одного эскадрона и близ Новой Ладоги конюшни для конского лазарета».
В 1822-23 г.г. такие же золотые - «бывшему Старорускому градскому главе Сумрову за усердие к службе и пожертвование своего собственного дома на устройство в городе военного госпиталя и манежа» и «Новоторжскому городскому голове купцу 3-й гильдии Мельникову за пожертвование на постройку в городе Торжке расквартированного там Владимирского уланского полка лазарета на 50 человек и конюшни на 200 лошадей». В 1823, 1824 и 1825 гг. золотыми медалями «За усердие» на аннинских лентах пожаловали городского голову города Кашина третьей гильдии купца Струнникова «за устройство в Кашине для 25 Егерского полка лазарета, экзерцгауза и сарая для лошадей», «бывшего города Ржева градского главу Ржевского 2-й гильдии купца Якова Филатова за постройку там конюшни и конского лазарета» и городского голову города Старицы Тверской губернии купца третьей гильдии Цыбина «за усердие в использовании своих материалов при строительстве обществом граждан для Оренбургского уланского полка конюшни на 200 лошадей…».
Если представленный анонс этого поста вас заинтересовал, с его полным текстом можно ознакомиться на нашем блоге:
Комментарии к статье: «Анонсы постов нашего блога»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!